Выстраивая сегодня стратегию тревел-менеджмента, вспоминайте, как ведет себя самолет в зоне турбулентности

Выстраивая сегодня стратегию тревел-менеджмента, вспоминайте, как ведет себя самолет в зоне турбулентностиМы вошли в зону турбулентности: бизнес-тревел сейчас переживает особое состояние с новыми процессами, усиливающимся давлением, возрастающей температурой и уже на ином «метеорологическом фронте». От холодного к теплому, от теплого к смешанному… В таком круговороте событий корпоративные клиенты и их тревел-менеджмент тоже могут испытать все «прелести» турбулентности на себе. Однако есть способ минимизировать или вовсе избежать этого. Сейчас тот самый момент, когда стоит пересмотреть стратегию тревел-менеджмента компании, внести коррективы и сделать ее отвечающей всем требованиям дня сегодняшнего.

С чего начать?

О безопасности я хотел поговорить в конце — обычно компании касаются этой темы на финишной прямой, но сейчас о ней стоит задуматься в первую очередь.

Мы до сих пор слышим от клиентов реплики о безопасности такого содержания… Одни говорят: «Пожалуйста, не говорите ничего о security». Они с грустью-негодованием вспоминают о том, как гиганты вроде Yahoo, CWT, Marriott столкнулись в свое время с хакерскими атаками и крупными утечками данных и не смогли их отразить. Другие, напротив, просят: «Нет, давайте поговорим о безопасности! Сегодня это важно как никогда». И правда: сейчас к нам обращаются поставщики, коллеги по цеху, которые пытаются справиться с масштабными Ddos-атаками и испытывают немалые сложности с кибербезопасностью.

Все это лишь еще раз подчеркивает, что сегодня компаниям при формировании своей стратегии тревел-менеджмента стоит всерьез задуматься, с кем они работают и насколько данные их предприятий и сотрудников защищены.

Однако, говоря о безопасности, нужно еще помнить о тех людях, которые уезжают в командировки. Мы в России очень быстро сняли маски и забыли о коронавирусе, а, направляясь, например, в Казахстан, все еще должны представлять результаты ПЦР-теста на Covid-19, даже при наличии вакцинации . Здесь имеет смысл взглянуть на онлайн-сервис для командировок, OBT, который использует ваша организация, и удостовериться, предоставляет ли инструмент при бронировании информацию об ограничениях и требованиях для въезда в связи с пандемией.

Кроме того, сейчас важно учитывать и факторы риска, чтобы сотрудники не «застряли» где-нибудь в другой стране, если рейсы вдруг отменили или небо закрыли. Не лишней будет информация и о том, как оплачивается отель для сотрудников в командировке. При бронировании можно ввести данные карты для гарантии; работник приезжает на место, а оплатить картой за проживание не может. Здесь встает вопрос уже о другой грани безопасности — по транзакциям.

Мы сейчас обеспечили наличие тревел-контента тех авиалиний, которые недоступны в России, с возможностью оплаты по безналичному расчету. Но это полдела… Если раньше ваши сотрудники летали рейсами одного из российских перевозчиков, которые теперь отменены, то сейчас нужно следить еще и за тем, чтобы работник не отправился рейсом не рекомендованной авиалинии. Например, у которой устаревший авиапарк. Это уже вопрос физической безопасности персонала.

Забудьте про экономию!

Чтобы сейчас экономить, нужно прямо «включить мозг». Вы попробуйте сегодня, к примеру, добраться до Риги — сразу не сможете даже географически представить, как это сделать. И как сделать более экономично. Тут никакие OTA не помогут! Мы проверили. Здесь профессиональное сообщество даже в офлайне не без труда понимает, как лучше лететь.

У нас на днях был кейс: как из Москвы добраться до Алматы. Есть перелеты через Бишкек, Сочи, Челябинск — довольно сложные. Тут надо мыслить иначе: смотреть, куда продолжают летать ведущие российские перевозчики без риска, что их самолеты будут задержаны. И затем уже прослеживать последующие сегменты, оценивая длительность маршрутов и их стоимость. Теперь нужно мыслить, в первую очередь, географически и с точки зрения маршрутной сетки авиалинии, причем по дням. Если раньше рейсы курсировали регулярно, то сейчас у нас до 23 апреля одна маршрутная сетка, после — другая. Зимнее и летнее расписание уже не работают. Поэтому сегодня просто так сэкономить, воспользовавшись сайтом OTA, не получится. Нужно действительно хорошо продумывать эти вопросы или воспользоваться «подсказкой друга» — технологией искусственного интеллекта.

Кешбэки — не хайп

Компании могут смело включать в свои тревел-менеджмент стратегии кешбэки. Ими нужно пользоваться! Да, можно договориться о корпоративном тарифе, о способах оплаты, о сезонности. Но сейчас это не работает в большинстве случаев по разным причинам: где-то из-за экономической ситуации в отелях, где-то из-за особой политики ценообразования, и так далее. Зато сработает кешбэк вне зависимости от цены, за которую сотрудник бронирует отель.

Сейчас кешбэки представлены в двух вариантах: государственный и коммерческий. Последний, например, у многих наших поставщиков — от 5 %.

Контент по-новому

Сейчас сложилась уникальная ситуация: национальный перевозчик, осуществляющий 80 % перелетов среди россиян, исключен из дистрибутивных систем. Зато он есть в отечественной системе бронирования. Но вот незадача: в ней отсутствуют корпоративные тарифы и нет возможности привязать бонусную карту во время бронирования. NDC с этой головоломкой справятся быстрее и помимо прочего скажут вам: «Еще и не нужно иметь банковскую гарантию в IATA, вообще ничего не нужно. Просто берешь и работаешь». Потрясающе! Сейчас NDC — это волшебная палочка для любой компании.

Давайте поговорим и об отельных программах. Как же их не любят! Те, кто их создает, так как они тяжелы в управлении. И те, кто их исполняет, ведь они тяжелы в реализации. Самое время компаниям, формируя свои тревел-стратегии, вспомнить, что есть поставщик автоматического решения, который в режиме онлайн мгновенно подтверждает корпоративный тариф. Никому ничего не нужно дополнительно делать: ни клиенту, ни исполнителю. К сожалению, технологией пока пользуются единицы.

Внедрение технологий

При формировании стратегии тревел-менеджмента стоит также определиться с вариантом внедрения технологии в экосистему компании. Тут возможны сценарии. Первый — это интеграция с системами клиента, когда мы получаем все необходимые данные для оформления транзакции, а клиент получает полные детализированные сведения онлайн. Переход клиента с SAP, Oracle и других иностранных продуктов не является препятствием в данном сценарии.

Второй вариант: платформа выступает своего рода бронирующим ядром , а клиент самостоятельно управляет всей остальной логикой и данными. Такой сценарий хорош для высокотранзакционных компаний из телекоммуникационной и банковской сфер.

И третий вариант: технология разворачивается в периметре клиента, что фактически означает нахождение ее под полным контролем службы безопасности. Это самый долгий путь, который, к сожалению, пока показывает свою проектную неэффективность. Здесь компаниям нужно взвесить свои возможности, риски, требования и принять решение.

Сегодня клиенты чаще увлечены запусками проектов вместо того, чтобы создать эффективную экономическую модель или механизм для встраивания в свою экосистему. С нашей точки зрения, правильнее заниматься не проектами, а обеспечением экономией бюджета в текущих условиях, сохранением поездок и мобильности сотрудников. Такие проекты занимают максимум четыре месяца. В то время как масштабные программы затягиваются на год и в результате становятся неэффективными, так как среда меняется быстрее, чем могут завершиться такие проекты.

Как быть с деньгами?

Сейчас мы отмечаем несколько проблем на рынке: сложности с получением агентствами банковской гарантии IATA, оплата услуг, отсутствие профессионального средства платежа BTA American Express. Но мы также видим и большие возможности, ведь банки локально начинают искать альтернативные решения. Мы ожидаем, что в этом году будет найден субститут, который позволит дать клиенту отсрочку платежа. Но есть уже готовые решения, например система быстрых платежей. Да, это нестандартный метод, но и ситуация нестандартная.

Мы также видим, что крупный бизнес сейчас обладает меньшей гибкостью при отсутствии альтернативных способов платежей. В такие моменты нелишним будет обратить взор на агентства средних объемов, так как у них есть свободные средства, диверсифицирован портфель клиентов, да и издержек меньше. Они по праву сейчас выходят в лидеры — это тоже достойные профессионалы на рынке.

Стоит отметить, что, если клиент хочет сохранить привычное движение денежных средств, нужно подойти к этому нестандартно. При этом возможность кредитования для компаний еще сохраняется, но в ряде случаев корпоративным клиентам придется подумать о смене агентства или подключении к поставщику напрямую.

Как действовать?

Компаниям при формировании стратегии тревел-менеджмента сегодня стоит помнить: нельзя во время перемен действовать стандартными методами. Вспомним про самолет во время турбулентности… Его система в этот момент работает в штатном режиме, запускаются лишь другие алгоритмы. И бизнес сейчас должен действовать так же: в зоне турбулентности включить иные механизмы и принимать решения в новом формате. 

Анатолий Курюмов,
CEO компании «Ракета»

(Visited 1 times, 1 visits today)

Стелла Герц

Стелла Герц - автор статей и редактор

Добавить комментарий