Пожарная безопасность в гостинице – системы сигнализации
Пожарная безопасность в гостинице – системы оповещения и пожаротушения
Пожарная безопасность в гостинице – системы оповещения и пожаротушения. Пожарная безопасность – одна из основных задач в зданиях, в которых расположены гостиницы, хостелы, общежития, то есть заведения для компактного, временного проживания людей. Решение этой задачи целиком и полностью государство возлагает на ответственных за эксплуатацию здания лиц.
Статистика последних лет неутешительна – 68% всех пожаров происходит в жилых зданиях и в основном в гостиницах, хостелах, пансионатах, санаториях и т.п. Согласно информации из Распоряжения МЧС России от 07.12.2022 г. за №1345, в течение 22 года в данных заведениях произошло 213 пожаров, в которых погибло 6 человек и получили травмы 22.
В части 7 статьи 83 ФЗ №123 и Приложению А СП 5.13130.2009 указано, что помещения, здания и сооружения, которые относятся к подклассу пожарной опасности Ф1.2, должны быть в обязательном порядке оборудованы автоматизированными системами пожарной безопасности. При этом неважно какую площадь заведение занимает. Плюс к этому, сигнал тревоги в случае пожарной тревоги должен быть автоматически продублирован на пульт пожарной охраны.
Оценка рисков и планирование
Понимание потенциальных опасностей, связанных с пожарами в гостиницах играет ключевую роль в формировании эффективной системы противопожарной безопасности. Для этого стоит обратить внимание на возможные причины угрозы возникновения пожара в гостинице.
Для простоты понимания мы свели всё в таблицу
Источник | Вид угрозы | Конкретные события |
Внешний | Случайная | Могут загореться легковоспламеняющиеся материалы отделки здания и территории. Пожар может распространиться за территорию гостиницы. |
Внешний и внутренний | Злонамеренный | Поджоги по преступному умыслу преступниками, психически больными людьми, конкурентами и т.д. |
Внутренний | От персонала | Пожароопасные работы неподалеку от легковоспламеняющихся материалов и конструкций. Курение в запрещенных местах. Неисправная электрическая сеть, нарушение правил эксплуатации электроустановок. Сжигание отходов, мусора на гостиничной территории. Использование электронагревательного оборудования в неположенных местах. Пользование огнем на чердаках и подвалах. Прочие пожароопасные факторы. |
От гостей | Курение в запрещенных местах. Использование электронагревательного оборудования в неположенных местах. Игры детей с огнем |
Всю полноту ответственности за противопожарную безопасность несет хозяин гостиницы. Ему предстоит отвечать в административном или уголовном порядке, если пожарный надзор найдёт нарушения. Из числа персонала гостиницы и должностных лиц могут назначать людей, которые будут отвечать за конкретные направления ПБ. Например, обслуга следит за соблюдением инструкций, знакомит гостей с правилами ПБ.
С каждым годом требования к ПБ гостиниц постоянно растут. Это вызвано тем, что вызвано ростом числа пожаров по вине владельцев и сотрудников гостиниц. В этом году стало обязательным ведение журнала знакомства жильцов с правилами противопожарного режима.
Помимо действий, направленных на профилактику и предотвращения пожаров, уделяется пристальное внимание разработке и размещению планов эвакуации, которые должны размещаться не только в коридорах на путях эвакуации, но и в каждом номере гостиницы, служебных помещениях. План содержит маршруты эвакуации, места расположения аварийных выходов и ручных пожарных извещателей.
Технические требования к пожарной безопасности в гостиницах
Уровень пожарных рисков зависит от размеров гостиницы и количества постояльцев. Чем больше объект, тем они выше. Чтобы предотвратить возникновение пожаров и свести к минимуму последствия от них необходимо учитывать все нюансы, касающиеся и профилактических мер, грамотности персонала по ПБ, и установленных автоматизированных средств оповещения, эвакуации и тушения.
Автоматизированный комплекс предупреждения и раннего обнаружения пожара состоит из нескольких взаимосвязанных систем.
- Автоматическая пожарная сигнализация (АПС).
- Система оповещения и управления эвакуацией люде при пожаре (СОУЭ).
- Автоматическая система пожаротушения (АСПТ) или средства и оборудование для экстренного тушения пожара – зависит от размеров гостиницы.
В некоторых случаях может потребоваться установка системы дымоудаления, чаще всего это касается многоэтажных гостиничных комплексов.
Автоматическая пожарная сигнализация в гостиницах
АПС должна быть в гостиницах любого типа вне зависимости от количества номеров и постояльцев. Средства сигнализации состоят из:
- дымовых извещателей/датчиков, устанавливаемых в коридорах, холлах, служебных и вспомогательных помещениях, а также в каждом номере;
- тепловых извещателей, устанавливаемых в местах приготовления пищи с электроплитами, духовками, микроволновками и т.д., а также в котельных, если объект имеет локальное отопление;
- ручных извещателей, устанавливаемых возле каждого аварийного выхода, по пути эвакуации на расстоянии друг от друга не дальше 30 метров. Все они должны быть отмечены в плане эвакуации;
- исполнительных устройств (контроллеров), управляющих запуском СОУЭ, АСПТ и системой дымоудаления;
- приёмно-контрольного прибора или автоматизированного рабочего места, служащих для контроля и управления всеми автоматизированными средствами противопожарной защиты. Их устанавливают в помещениях охраны, на ресепшенах, или в специально отведенных для них местах.
Все оборудование сигнализации устанавливается согласно разработанного и утвержденного проекта для конкретного типа здания и на основании нормативных документов.
Системы и средства пожаротушения в гостиницах
Все гостиницы должны быть оборудованы средствами пожаротушения. Независимо от размера гостиницы, должны быть оборудованы места с огнетушителями, пожарными щитами с ящиками с песком.
Помимо этого, в гостиницах и гостиничных комплексах, в зависимости от их размеров, и на основании нормативных актов, требуется наличие:
- пожарного водопровода с автоматическим управлением;
- оборудованных мест с пожарными кранами и шлангами;
- спринклерной системы водяного пожаротушения для объектов на 7 и более тысяч постояльцев.
Автоматика пожаротушения запускается по сигналу о пожаре с контрольно-приемного оборудования. По правилам пользования ручными средствами пожаротушения с сотрудниками гостиницы должны проводиться регулярные занятия и периодические тренировки. Обучение должно быть отражено в соответствующем журнале.
Системы оповещения, эвакуации и безопасности
Вся автоматическая система сигнализации создана для своевременного запуска средств оповещения людей о пожаре, обеспечения быстрой и безопасной эвакуации. СОУЭ состоит из:
- световых оповещателей, представляющих из себя световые табло с информационными надписями. Например, «Выход», «Запасный выход», «Направление движения» и т.д. Их устанавливают по всему пути эвакуации и для обозначения аварийных выходов из помещений, коридоров, здания;
- речевых оповещателей. По современным требованиям они должны быть установлены не только в коридорах, холлах, но и в каждом номере гостиницы, чтобы обеспечить гарантию того, что сообщения об опасности услышат все сотрудники и постояльцы.
Помимо электронных средств оповещения, предусмотрены индивидуальные средства защиты (например, противодымные маски) и специальные устройства спасения. Руководство гостиницы должно создать инструкции по пользованию каждым из них и периодически проводить занятия по правилам пользования данными средствами индивидуальной защиты.
Регулярные тренировки по пожарной безопасности и эвакуации согласно пункту 12 главы 1 Правил Противопожарного Режима РФ, утвержденного постановлением Правительства за №1479 являются обязательной формой контроля навыков сотрудников гостиниц. Практическая отработка навыков по эвакуации должна проводиться не реже одного раза в полгода.
Тренировки дают возможность вырабатывать у сотрудников гостиницы стойкие навыки
- действий по применению ручных средств пожаротушения;
- грамотно и быстро организовывать эвакуацию;
- организации работы по тушению очага пожара в начальной стадии.
Также во время тренировочных занятий проверяется знание оперативных процедур и контактов экстренных служб.
Максимальной эффективности тренировок можно добиться не внезапностью, а поэтапными постепенными занятиями для выработки осмысленности действий у каждого участника.
Пожар в гостинице. Помощь гостям в предотвращении пожаров
Важной составляющей пожарной безопасности в гостинице является своевременная профилактическая и экстренная помощь временным жильцам в предотвращении пожаров. Для этого предусмотрены следующие мероприятия:
- размещаются информационные листки о пожарной безопасности в номерах гостиниц;
- организуется обучение постояльцев пользованию средствами пожаротушения;
- проводятся инструктажи гостей по плану эвакуации и безопасному поведению в случае пожара.
В гостиницах в доступных местах должны быть размещены планы действий сотрудников и гостей при возникновении чрезвычайной ситуации, пожаре, стихийном бедствии и т.п. Она должны включать в себя взаимные действия с местными органами, которые будут участвовать с спасательных мероприятий.
Профилактическое обслуживание и регулярная проверка
Анализ гостиничных пожаров и близлежащих объектах показывает, что основная причина тяжелых последствий пожаров – отсутствие АПС или несработка в случае пожарной тревоги датчиков или иных средств обнаружения пожара. Несвоевременный вызов пожарных бригад сильно осложняет им работу по спасению людей и борьбу с огнем.
Именно поэтому необходимо не только установить в гостинице автоматическую систему пожарной сигнализации, но и обеспечить ее периодическое обслуживание и проверку. Для технического обслуживания пожарной сигнализации владельцу гостиницы необходимо нанять подрядную организацию, имеющую лицензию МЧС на проведение данного вида работ.
Руководство гостиницы должно составить план по проведению техобслуживания АПС. Он является обязательной частью договора с подрядчиком, обслуживающим систему противопожарной защиты. План состоит из 2 основных пунктов.
- Список регламентных ежемесячных работ на текущий год.
- Разработанные технологические карты на каждый вид проверок.
Основанием для графика служат методические рекомендации «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля» за 1999 год. Технологические карты составляются на основании паспортов на оборудование.
Для контроля за проведением ТО служат специальные журналы, кода заносятся информация о проведенных работах и фиксируются все аварийные ситуации в работе оборудования. Данные журналов подтверждаются подписями ответственных лиц заказчика и подрядной организации.
Что делать в случае пожара
При возникновении пожара персонал гостиницы и привлекаемые к тушению люди, должны прежде всего направить свои действия на то, чтобы обеспечить безопасность постояльцев, на их спасение и эвакуацию.
Каждый работник организации, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:
Каждый сотрудник гостиницы, увидевший признаки пожара или сам пожар, должен:
- Незамедлительно позвонить в дежурную часть МЧС по городскому телефону – 01, по мобильному – 112. Необходимо сообщить точный адрес гостиницы, где возник пожар, назвать свою фамилию и должность.
- Сообщить о чрезвычайной ситуации владельцу гостиницы или лицу, в данный момент отвечающему за этот объект.
- Включить систему оповещения. Организовать работу по срочной эвакуации постояльцев из здания в безопасное место на основании плана эвакуации.
- Если необходимо, то принять меры по отключению электричества и вентиляционного оборудования, которое способствует распространению пожара и задымлению здания.
- Сделать оценку ситуации и, если это возможно, то заняться тушением очага пожара первичными средствами, чтобы ликвидировать пожар на раннем этапе.
- Провести работу по организации встречи пожарных бригад. Сделать это самому или предоставить человека, знающего подъездные пути и водоисточники.
Знание алгоритма действий и умение ими пользоваться позволит обеспечить безопасную и быструю эвакуацию гостей и свести к минимуму последствия пожара.
Пожар в гостинице. Подводим итоги
Пожарная безопасность важная составляющая успешного гостиничного бизнеса. Ее эффективность создает не только безопасные условия для временного проживания, но и является одним из основных элементов репутационной составляющей.
Также грамотное отношение ко всем составляющим ПБ позволяет избежать лишних волнений при проверках контролирующих органов. Что их прежде всего интересует?
- Наличие АПС в принципе.
- Договор на ТО вашей АПС.
- Наличие в требуемом количестве огнетушителей с документами.
- План эвакуации по каждому этажу.
- Журнал по инструктажу по ПБ.
- Наличие комплекта документов, в которых определены правила ПБ для объекта.
- Сертификат на систему АПС.
- Должен быть проект, разработанный лицензированной организацией, по которому выполнена вся автоматизированная система противопожарной защиты.
Мы искренне хотим, чтобы постояльцы гостиниц всегда были уверены не только в своей безопасности, но и сохранности своего имущества. Пожары страшная вещь и мы желаем, чтобы вам никогда не пришлось испытать на себе жестокость огненной стихии.
Помните, что безопасное пребывание зависит не только от персонала гостиницы, но и от гостя лично. Ответственное отношение к требованиям и правилам пожарной безопасности в гостинице каждого постояльца гарантирует безопасность всем.
Автор статей, публицист, блогер.